Школа совхозуча в селе Красный Партизан

Коллекционный питомник
школы совхозуча, 1946 г.

Совхозы изначально создавались как образцы культурного ведения хозяйства. Совхоз «Красный партизан»  был  на особом счету. Образован он по решению Наркомата земледелия как опорно-показательный с размещением на его усадьбе школы для  подготовки сельхозкадров. Почему выбор пал именно на Чарышский район?  Н.В. Хроменко предполагает, что как раз отдаленность района и была решающим аргументом. Советская власть решила ковать кадры для сельского хозяйства там, где они были нужны – в сельской глубинке1. Если это эксперимент – и смелый эксперимент,  то многие считают, что он удался.

Место для школы совхозуча  на Центральной усадьбе совхоза было отведено еще в плане застройки села,  и финансировалось строительство  через Наркомат земледелия. М.Ф.Пастухова оставила в районном краеведческом музее воспоминания об этой школе:

Учебный корпус школы совхозуча, 1946 г.


Для подготовки специалистов сельского хозяйства среднего звена на территории совхоза в 1932 году была основана школа-совхозуч. Было построено здание школы, которое имело большой зал, кабинет директора, учительскую, библиотеку, 4 классных комнаты, квартиру для технички. Здание содержалось в образцовом порядке, … было много зелени.

Были  построены два саманных барака-общежития для учащихся, один барак для рабочих. Был прекрасный участок, где выращивали смородину, красную и черную, малину, овощи. Это был один из лучших уголков совхоза.

В самой школе первоначально висел лозунг, написанный аршинными буквами – знаменитое сталинское изречение: «Кадры решают всё!», чуть позднее замененное на: «Кадры, овладевшие техникой, решают все!»

Н.В. Хроменко считает, что саманных бараков в селе было всего два, два барака-общежития2. В одном жили только курсанты, в другом кроме курсантов жили и преподаватели, и рабочие, обслуживающие школу: техничка, завхоз Балова Александра с семьей, столяр Ефтей Федоров, известный в совхозе мастер, и не только по «деревянной части», а вообще рукодельный человек.  Там же в бараке большая комната была отведена под столярку.

Преподаватели школы по очереди несли дежурство в общежитии. Посторонним вход был строго воспрещен. От курсантов требовалось строгое соблюдение установленных правил, в противном случае была реальна угроза «быть выгнанным из школы с позором». Местные, а их училось в школе по 3-5 человек каждый год, тоже обязаны были подчиняться общему режиму и жить в общежитии. Такой порядок имел свои причины и следствия: курсанты не только плодотворно, с полной отдачей занимались в школе, но и были наиболее мобильной группой помощи во всяких экстренных сельхозработах.

Школа имела около гектара земли для посадки картофеля (этот участок находился перед Птичником, недалеко от современного водозабора, был огорожен канавой; впрочем, никакой бродячей живности в совхозе и не было – мало кто успел завести). Н.И.Размазин в заметке «Школа для взрослых» пишет3 :

Как легенду я слышал, что Оводова однажды из Москвы с выставки достижений народного хозяйства привезла четыре (!) картофелины, выпросив их у ученого, выведшего этот сорт «второго хлеба», а назывался он «Берлихинген». В течение нескольких лет размножили так, что появился он в огородах жителей села

Имелось в учхозе  и подсобное хозяйство: овцы, свиньи, коровы. Сено ставили сами учащиеся. Сенокосные угодья, закрепленные за школой, находились на Егерском. В течение двух месяцев проходили сельхозпрактику – ухаживали за телятами на Балчихе. Да и весь учебный год не сидели сложа руки, а работали на скотном дворе, подкрепляя теорию серьезной практикой. И результаты этой практики были таковы,  что учащиеся не только обеспечивали себя на весь год продуктами овощеводства, но и крепко помогали совхозу. Лошади своей в хозяйстве не было, да и в совхозе конного транспорта было в обрез, поэтому курсанты весь урожай с огорода — (а это приблизительно полтора километра) – приносили на себе. Даже задание было отведено для каждого: столько-то притаскивают мужчины, столько-то – женщины. Поддерживали школу и учредители: на имя школы приходили посылки с продуктами из Москвы.


Борзенко Иван Григорьевич, первый директор школы совхозуча

Первый выпуск школы совхозуча был в 1933 году. Наряду со специальными, профильными дисциплинами обязательным было изучение общеобразовательных (русского языка, арифметики), а отдельным  предметом шла Конституция СССР.

Первым директором школы был Борзенко Иван Григорьевич, потом Ручевский, а с 1938 года директором стала Валентина Георгиевна Оводова (с 1932 по 1938 год она работала завучем этой школы). При ней школа стала образцовой во всех отношениях.

«Совхозуч» считался школой всесоюзного значения. Учились в ней посланцы со всех уголков Запсибкрая, даже с Дальнего Востока.  Может, потому так серьезно шло обучение  всем предметам. Н.И. Размазин пишет4:

Заслуживает внимания сдача экзаменов. За столом сидели пять выпускников. Делать шпаргалки и тем более приносить их в аудиторию просто не приходило в голову. Такая, может быть, была атмосфера, да и люди-то взрослые, сознательно избравшие свою профессию на всю жизнь (а готовила школа бригадиров животноводства и полеводства, трактористов, пчеловодов, ветсанитаров). Для многих документ, выданный по итогам обучения, явился трамплином в большую жизнь, кому-то помог закрепиться на работе


Оводова Валентина Георгиевна,   завуч, директор школы совхозуча

Одним из самых известных выпускников Краснопартизанской школы совхозуча был Николай Фёдорович Аксёнов (впоследствии секретарь крайкома партии). В районном краеведческом музее хранится его письмо, адресованное В.Г. Оводовой:

Моё становление началось со школы в «Красном партизане», это была первая академия, и главный учитель мой – Вы. Я всегда преклоняюсь перед Вашим педагогическим талантом. Искренне благодарен Вам, помню и буду вечно помнить о Вас… Таких людей, как Вы, Валентина Георгиевна, забыть невозможно.

Теперь уже на склоне лет… всё чаще вспоминаю годы, когда мы, маленький коллектив учащихся и преподавателей Краснопартизанской сельскохозяйственной школы, готовили себя к восстановлению хозяйства в послевоенный период, готовились стать специалистами.

В моей биографии самую сильную черту оставила Краснопартизанская сельскохозяйственная школа, которой Вы руководили.


Краснопартизанцы – выпускники школы совхозуча
1 ряд (сидят слева направо): ?, Коробков Александр, ?, Черезов Ф.Е., Хлыновских
2 ряд (стоят слева направо): Карбышева Александра, Черезова Наталья, Акимова Дора, Григорьева Августина, Бляйле Роза

Занятия в школе совхозуча велись и в годы Великой Отечественной войны. По вполне понятным причинам среди курсантов школы были только девушки. Они наряду с освоением азов сельскохозяйственных наук овладевали и навыками, которыми могли потребоваться в случае призыва в армию. Газета «Кировская искра» писала5:

Отличники Красно-Партизанской школы бригадиров Верхоглядова, Бабкина, Приходько, Сергеева, Третьякова, Чернова, Черских, Шмакова осваивают санитарное дело, готовясь стать медсестрами и при первой же надобности пойти на фронт спасать жизни раненых

Проработала школа совхозуча в Красном Партизане до 1952 г., затем переехала в Татарку, позже на ее базе основан был Павловский сельхозтехникум. В здании школы совхозуча с 1952 по 1962 годы размещалась неполная средняя (семилетняя) школа, а когда Краснощековское СПТУ-30 создавало свои филиалы в Чарышском районе, то один из них был открыт в 1962 году в Красном Партизане и расположился в бывшем совхозуче.



  1. в «Энциклопедии образования Зап.Сибири» сказано, что на Алтае с 1931 г. функционировало 7 школ совхозуча с контингентом учащихся (по шести школам) около 900 чел. (т.3, с.56)
  2. Н. Хроменко. Совхоз «Красный партизан», газета «Животновод Алтая №132, 1997 г.
  3. Н. Размазин. Школа для взрослых //   газета «Животновод Алтая»,  8 апреля 1995 г.
  4. Н. Размазин. Школа для взрослых // газета «Животновод Алтая»,  8 апреля 1995 г.
  5. газета «Кировская искра», 16 августа 1942 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *